Исламская культура

Марат Смагулов - Чем вызван религиозный бум в Казахстане?

20 Апрель , 2016
395 просмотров


Марат Смагулов - Чем вызван религиозный бум в Казахстане?

 

Мода на ислам - Автор интервью: Сауле Исабаева

 

 

В нашей стране (в Казахстане) стремительно растут показатели религиозности среди молодёжи. По разным данным, верующими себя считают более 70% молодых казахстанцев. Насколько это хорошо или плохо для молодого светского государства, понять пока сложно. Тем более что страна ещё не готова адекватно отвечать на массовые религиозные запросы своих граждан.

 

О растущем интересе населения к религии говорят многочисленные эксперты, исследования, соцопросы и публикации в СМИ. Правда, зачастую это голые, не подкреплённые глубоким анализом цифры. Вычислить, насколько серьёзно и в каком количестве казахстанская молодёжь увлечена религией, на самом деле сложно, так как степень религиозности достаточно разная: кто-то совершает ежедневный пятикратный намаз и строго держит пост, кто-то ограничивается пятничной молитвой и жертвоприношением, а кому-то достаточно просто верить, особо не вдаваясь в детали.

 

Месяц назад аналитическая группа "Кипр" провела "круглый стол" на эту тему. В ходе обсуждения эксперты назвали три вида религиозности среди казахстанской молодёжи: осознанный, то есть полное/частичное погружение и рациональное/осмысленное следование религиозным догмам; выборочный - выполнение обрядов, не требующих затрат сил, времени, финансов; "модный" - под веянием времени, окружения, жизненных трудностей и т.д.

 

Эти три типа молодых людей, по мнению наблюдателей, объединяет одно - потребность в духовности. Именно поэтому религия становится неотъемлемой частью их повседневной жизни. Впрочем, не надо быть большим специалистом, чтобы оценить происходящее, особенно когда на улицах твоего города появляется всё больше мечетей, халал-заведений, девушек в закрытой одежде и бородатых парней. Это уже становится чем-то привычным, обыденным, хотя и не совсем понятным.

 

К примеру, истерия против "хиджабомании" в нашей стране длилась недолго, однако отношение населения к ней осталось неоднозначным. Мало кто вообще понял, насколько все эти религиозные атрибуты обязательны для верующего, стоит ли к ним прибегать или можно воздержаться. А ведь это самые простые вопросы, на которые должны давать ответы наши священнослужители. Мы уже не говорим о более тонких нюансах ислама. Игнорировать их - всё равно что толкать молодёжь в руки радикальных псевдорелигиозных структур, которые, кстати, никогда "не спят"...

 

В отличие от радикалов, готовых ради идеи пожертвовать даже жизнью, наши имамы и муллы ведут размеренный образ жизни, часто увлекаются актуализацией среди своей паствы второстепенных абстрактных вопросов - вместо того, чтобы обращаться к серьёзным и реальным проблемам общества. Своим поведением они больше напоминают чиновников, нежели людей, призванных "сеять разумное, доброе, вечное", а в отношении прихожан проявляют высокомерие и ханжество.

 

Как правило, у большинства из них низкий уровень коммуникабельности и кругозора, отсутствует высшее духовное образование, знание светских наук. Это связано в том числе и с тем, что местная традиция подготовки и воспитания религиозных кадров была прервана в советское время, и сегодня имамы - это в основном недавние выпускники духовных вузов, не имеющие элементарного житейского опыта, не говоря уже о мудрости.

 

Сегодня у нас в гостях теолог Марат Смагулов, с которым мы поговорим о том, почему не проходит мода на ислам, в чем её плюсы и минусы, и какие меры необходимо предпринять, чтобы современная молодёжь получила правильные ориентиры.

 

- Марат Аманжолович, с чем связан религиозный бум в Казахстане? Что толкает нашу молодёжь на то, чтобы массово принимать ислам?

 

- Здесь всё просто. Молодые люди стремятся узнать свои корни, а они связаны с религией. Поэтому молодёжь принимает религию своих предков. Интерес подстегивает ещё и то, что предыдущие поколения были воспитаны на идеологии атеизма. Сегодня большинство власть предержащих - это люди, воспитанные на коммунистических идеях. Поэтому власть в целом с опаской относится к тенденции повышения интереса молодёжи к религии.

 

Но не следует этого бояться или запрещать. Напротив, необходимо направлять её в нужное русло традиционного ислама. Пожалуй, сейчас это единственный правильный подход...

 

- Усиление степени религиозности молодёжи - это положительная или негативная тенденция с точки зрения общества и государства?

 

- На мой взгляд, позитива здесь больше, чем негатива. Молодёжь, прикоснувшаяся к духовным ценностям, будет адекватной и богобоязненной.

 

Даже придя во власть, она будет иметь внутренний стержень и не станет гнаться за лёгкими деньгами, "откатами" и сиюминутным обогащением. Государство только выиграет от честных перед Богом, собой и народом чиновников. Думаю, что все люди, независимо о того, какой религии они придерживаются, будут только рады таким государственным деятелям.

 

Этого добивается и наш президент. Потому что сам он, как лидер нации, является духовным лидером всего нашего народа. В этом году в Астане пройдёт пятый Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Все ждут принятия важных решений. Ведь проблем, связанных с мусульманскими странами, накопилось предостаточно. Это и геополитические сложности в исламском мире, когда суннитов стравливают с шиитами, и стремление врагов ислама использовать молодых мусульман в своих меркантильных интересах, разделяя их на секты и движения...

 

- Понятно, что в силу ещё не сформировавшегося до конца мировоззрения молодые люди часто оказываются под влиянием радикальных структур. Что в этом плане неправильно делают служители наших мечетей? Какие ошибки допускают?

- Об этом должны говорить аналитики. Я - как теолог - хочу поднять вот какую проблему, и, на мой взгляд, она самая важная. Сегодня 90% молодых людей, уходящих в различные радикальные течения - русскоязычные. Это конкретный факт, и нужно отталкиваться именно от него. Мы должны привлекать молодёжь, а не терять её.

Поэтому я считаю, что имамам в городах необходимо проводить проповеди на двух языках - казахском и русском. Это требование времени. Ведь не получая вопросы на свои ответы в мечетях, молодые люди, зачастую грамотные и владеющие иностранными языками, ищут информацию в Интернете. Там они нередко становятся жертвами "интернет-шейхов", которые могут, будучи "анонимами", пропагандировать всё что угодно и кому угодно.

 

Эта проблема сейчас стоит очень остро и служит причиной оттока молодых людей из мечетей. К сожалению, муфтият до сегодняшнего времени проводил проповеди исключительно на казахском. Многие имамы не владеют русским языком, поэтому не идут на контакт с молодёжью. При этом они хотят держать её под контролем с помощью госструктур, каких-то бюрократических процедур. Это неправильно. Нельзя во всём полагаться на силовые методы. Закручивание гаек даст обратный эффект. Мы уже видим, как наши молодые казахстанцы участвуют в чужих войнах...

 

- А почему система двуязычной проповеди так долго идёт в наши мечети?

 

- Просто у нас бытует мнение, что в мечети все обязаны говорить на казахском языке. И всё! Но нельзя забывать, что наша страна - многонациональная, что в ней проживает много людей, нуждающихся в проповедях о традиционном исламе ханафитского толка на русском языке. Это в том числе мусульмане других национальностей. Мы должны учитывать их интересы тоже.

 

Не надо слушать аксакалов, которые якобы не понимают по-русски (все они смотрят сериалы дома на русском языке и всё прекрасно понимают). В своё время именно они заставляли своих детей учиться на русском языке, чтобы те могли идти вверх по служебной лестнице, а сейчас требуют обратного.

 

- Что-то в этом направлении делается?

 

- При участии муфтия открыты русские отделения в религиозных учебных заведениях. Они будут готовить необходимых специалистов. Конечно, пока мы серьёзно отстаём в этом плане.

 

Думаю, примером здесь могли бы послужить татарские богословы, которые ведут проповеди на двух языках и участвуют в дискуссиях не только среди мусульман, но и с представителями других конфессий и со светскими деятелями. Сейчас в ДУМК образован новый Совет учёных (Гуламалар кенесi), куда пригласили и меня. Я был удивлен, когда обнаружил, что предыдущий Совет учёных при бывшем муфтии не принял ни одного документа - даже протоколов собраний нет. Это большой минус в плане развития правильного ислама и помощи мусульманам в нашей стране.

 

Настораживает и то, что в Казахстане существуют мечети, где молодые салафиты сами по себе, а имамы сами по себе. Нужно поддержать начинания муфтия по сближению и объединению мусульман в один джамаат. Пожалуй, это самая актуальная задача на сегодняшний день.

Ещё в 2010 году были сообщения о том, что православная церковь начала проводить проповеди и выпускать литературу на казахском языке. А нам, как говорится, сам Бог велел доносить до людей истину на тех языках, которые они воспринимают. Мы, казахи, всегда отличались мудростью. Сказываются наш степной менталитет и гены предков. Поэтому, я уверен, мы справимся с любыми проблемами. Надо только захотеть.

Источник: http://camonitor.com/15908-chem-vyzvan-religioznyy-bum-v-kazahstane.html

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ О МАРАТЕ СМАГУЛОВЕ - Марат Смагулов из Астаны: Мусульманские учёные СНГ, объединяйтесь! http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/3655/

НА ФОТО – Марат Аманжолович Смагулов на трибуне – фото Джанната Сергея Маркуса, Астана, 2008 год