Исламская культура

Провокативность постмодернизма – угроза России

20 Апрель , 2008
257 просмотров


Провокативность постмодернизма – угроза России

Дамир Мухетдинов

(Это продолжение темы, которая была освещена в статье – «Скандал с «Тангейзером» - вызов мусульманам» - http://islamic-culture.ru/viewrubric.php?code=1d7f7abc18fcb43975065399b0d1e48e)

 

Поздравляю всех, кто выступил против «герострата» в Новосибирске, нарушившего и права Вагнера, как автора оперы «Тангейзер», и наши с вами права, как граждан России, на защиту от оскорблений святынь! Министр культуры отстранил от должности директора Новосибирского театра оперы и балета. Новый директор скандальную постановку псевдо-«Тангейзера» снял из репертуара. Но, оказалось, что конфликт имеет не чисто художественное измерение – но уже переходит в политическое поле.

Да, это важный и очень тревожный момент. Оказалось, что приведённые мною в первом заявлении по этой теме тезисы «кредо герострата» - не просто дежурный штамп уставшего и жаждущего славы режиссёра, но катализатор социальных столкновений. http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/36188/

Благодаря силе и скоростям современных СМИ, уже удалось добиться того, что на площадь в Новосибирске выходят тысячи протестующих с обеих сторон. Начались пикеты в Москве. И в целом обостряются противоречия между либералами и консерваторами, людьми веры (православной и исламской) и атеистами-циниками.

С одной стороны, яркую и точную характеристику постмодернизма дал Борис Якеменко (православное движение «Наши») http://vz.ru/news/2015/4/1/737635.html, а глава Крыма Сергей Аксёнов справедливо увидел социально-политическое измерение этой новой квази-идеологии: он написал, что без укрепления вечных духовных основ жизни немыслимо развитие Крыма и России. «Желающих разрушить эти основы, к сожалению, немало. А если не разрушить, то по крайне мере, плюнуть людям в душу, оскорбить их в лучших чувствах. Если во времена воинствующего атеизма такие пакости творились под прикрытием официальной идеологии, то теперь — под предлогом «творческого самовыражения». http://vz.ru/opinions/2015/3/31/737258.html

С другой стороны – от защитников постмодернизма и вседозволенности уже прозвучало требование сменить министра культуры! Накачивается истерика, что вот-вот введут цензуру – самое страшное из наследия советского тоталитаризма… Прискорбно, что в этом участвуют известные деятели культуры и даже некоторые православные священники. Требуют восстановления или показа скандальной постановки заново – будто в ней есть что-то столь ценное, что может «уравновесить» кощунство. Но беда в том, что это люди, для которых, как выясняется, нет самого понятия «кощунство».

Оказалось также, что это не только наше «отечественное явление». В 2013 году в Дюссельдорфской опере события были перенесены в нацистскую Германию – так эта поставновка была снята сразу же после премьеры местными властями! Вот в демократической Германии почему-то мгновенно убрали это «свободное самовыражение» и никто не требовал ни отставки министра, не выходил на митинги. Если не сработала самоцензура (моральный камертон) у постановщиков и работников театра, то она сработала у работников муниципалитета Дюссельдорфа. Там не устрашились «возврата цензуры» - ибо это норма, когда человек имеет «внутренний камертон» и не нарушает законы.

Итак, новосибирский скандал выявил потребность определиться в отношении постмодернизма. Начало осознания – в заявлениях министра культуры Владимира Мединского. Он заявил, что «Если мы будем пренебрегать чувствами верующих, то всем мало не покажется. С нашей многонациональной, многоконфессиональной страной - тихо, тихо, а потом взрывается где-нибудь похлеще «Шарли». Надо с этим решать в зародыше. (…) Ещё раз повторю - я не хотел снимать директора, но был вынужден. Сделал и впредь буду, если придётся, делать. Искренне надеюсь, что не понадобится». http://ria.ru/culture/20150402/1056132797.html#ixzz3WAwa29wx

Действительно, для того, чтобы не было необходимости тушить пожар, следует его предупредить. Корень – в теории и практике постмодернизма. Он уже навёл массовые разрушения в культурном поле Америки и Европы. Отказ от классики и религиозных основ культуры привёл к тому, что сфера искусства подменена сферой «развлечений и аттракционов». Именно туда устремились все энергии низовой, карнавальной культуры (которую в своё время проанализировал Бахтин). Но если «карнавальный низ» показывался в средневековой Европе изредка, строго в те календарные дни, когда «церковь отдыхала» - то теперь церковь не просто «отдыхает», но практически вытеснена из культурного истеблишмента. Сменились два базовых понятия – культуры и свободы.

Культура – от латинского «культиваре», «пахать», «возделывать». То есть, совершать ежедневные и продуманные усилия по самосовершенствованию и «выпалыванию сорняков» (кстати, цензура и есть тот самый нудный труд крестьянина по защите ценного растения от вредоносного). Но в постхристианской Европе на смену культуре приходит «энтетеймент – развлечение», максимально снижается уровень и даже в «высокие жанры» (как опера, например) вносятся низовые и скандальные элементы.

А понятие «свобода» не только остаётся, но даже превозносится – однако с подменой онтологического характера. Если ранее Европа опиралась на тезис блаженного Августина «Люби Бога и делай, что хочешь!» - то теперь внедряется «Люби самого себя (человека), и делай, что хочешь!». Некогда христианский по корням гуманизм трансформируется в апологию эгоистической вседозволенности. На это указал Достоевский, дав формулу распада «Если Бога нет – то всё позволено». Так священное (!) по сути понятие свободы сменилось на вседозволенность.

Увы, многие европейцы потеряли и переживание Священного, и чувство Табу (внутреннюю самоцензуру) – отдались стихии вседозволенности. Я цитировал сейчас классиков европейской христианской традиции. Они не просто близки исламским, но по сути – грани одного явления, веры Авраамовой. Мусульмане помнят хадис Пророка (мир ему!) «если ты не стесняешься своего поступка, то совершай его!». То есть, для человека авраамической культуры работает прежде всего не внешний закон, не полицейский с дубиной - но внутренний голос, способность «стесняться», то есть самоограничиваться, останавливаться…

В заголовок этой заметки я вынес слова «Провокативность постмодернизма – угроза России». Но это угроза также и для тех стран, где он зародился и уже успел заполнить своими сорняками некогда прекрасное поле Европы с его (опять не могу не привести слова Достоевского) «священными камнями». Уникальность нашей ситуации в том, что сейчас именно на Россию выпала задача исторической важности: спасти как свой народ, так и народы европейского Запада от антирелигиозного, ультралиберального эгоизма. Спасти основы европейской культуры.

Особо остро это вижу и переживаю в эти апрельские дни в Париже, куда меня пригласили на ежегодную встречу мусульман Франции. Здесь мы обсуждаем с братьями и прямой выпад против нашей исламской культуры (теракты вокруг «карикатурного скандала»), и распад европейских ценностей под давлением потсмодернизма. События вокруг оперы в Новосибирске читаются в этом широком контексте.

Посмотрите: в Париже и в Новосибирске никто не обсуждает ХУДОЖЕСТВЕННОЕ качество того, что нарисовали художники или исполнили на оперной сцене. Но в обществе гудит и множится ПОЛИТИЧЕСКОЕ эхо, где-то унося даже жизни, где-то выталкивая на митинги.

Вывод из этого: провокативность постмодернизма имеет две ступени, как ракета. Сначала нарушаются табу и оскверняются святыни (любого народа, любой религии), затем пробуждённую энергию гнева (как защитников, так и «свободолюбцев») выводят в конкретное действие. В политику.

Потому позвольте повторить сказанное мною ранее. Я не ожидал, что именно эта сторона новосибирского скандала выйдет в последние дни на опасный для общества рубеж. Вот мой тезис номер 2:

Министерству культуры, очевидно, надо проверить текущий театральный, оперный, кино и телепроцесс на предмет выявления подобной провокативной пост-модернистской идеологии. Парадокс: пока в России нет официальной государственной идеологии и она запрещена пунктом Конституции – по факту сферу искусства заполняют пост-модернисты. Они занимаются не просто «чистым искусством», не только «игрой в бисер» - но вносят разлад и вражду в общество.

Уважаемого Владимира Мединского следует не смещать с должности, но призвать провести максимально быстро и эффективно – прополку нашего культурного огорода от сорняков, норовящих разрушить мир средствами псевдо-искусства!

Дамир Мухетдинов, Париж 5 апреля 2015 года

Источник - http://damir-hazrat.livejournal.com/