Исламская культура

Размышления православного человека

20 Апрель , 2005
243 просмотров


Что нас ожидает?

Размышления православного человека

Александр Нотин - Президент православного просветительского сообщества «Переправа», востоковед, дипломат (Москва)

Мне приходилось жить и работать и в странах с преобладанием как шиитских, так и суннитских общин. Общаться и сотрудничать с мусульманами в Египте, Сирии, Ираке, Ливане, странах Персидского залива и других. С точки зрения религиозной культуры я бы разделил Исламский мир на регионы с сильным влиянием традиционного Ислама и глубокими традициями просвещенного богословия, с одном стороны - и территориями, где, по разным причинам, возникли болезненные и порой длительные разрывы. Например, в советской Средней Азии и на Кавказе.

Коммунистическая идеология не сумела победить Ислам, хотя и прилагала к этому усилия. Однако, в результате репрессий и гонений на церковь и священнослужителей (мулл), возник духовный и культурный вакуум, куда после распада СССР устремились не традиционные, а, прежде всего, сектантские течения Ислама. Прежде всего – ваххабизм.

В этом смысле в результате ударов по Сирии, Ираку, Ливии, Афганистану Исламский мир понёс не только страшные материальные, но и духовные потери. Их придётся преодолевать долго и мучительно. ДАИШ – самое, пожалуй, яркое свидетельство того, какие уродливые и смертоносные монстры способно порождать духовная неразборчивость или невежество.

Напротив, за 6 лет работы в Сирии, мне ни разу не доводилось сталкиваться с религиозной нетерпимостью. В традиционном Исламе проповедуются ценности, очень близкие к Христианству вообще и Православию в частности: уважение к другому человеку, к старшим, к чужестранцам, к собственности, справедливость в самом широком смысле этого слова, стремление к правде, к красоте и так далее. Это создаёт прекрасную базу для нашего взаимопонимания и сотрудничества. Особенно, если за скобками оставить догматические вероучительные расхождения, доступные немногим.

К сожалению, сектанты очень часто выпячивают второе, а первое совершенно отрицают. В массовом сознании вечные ценности переворачиваются с ног на голову. Для меня, как православного христианина, удар США и НАТО по Сирии – это, в первую очередь, удар в духовное сердце православной веры, поскольку именно под Дамаском прозрел и обратился ко Христу (почитаемому мусульманами пророку) апостол Павел, а в мечети Омеядов, в центре сирийской столицы, упокоены мощи Иоанна Предтечи.

Таким образом, Запад пытается уничтожить самые духовные корни и основы как мусульманства, так и подлинного христианства. Может возникнуть вопрос: зачем это нужно Западу, который мнит себя христианским? В том-то и дело, что скверна проникла не только в мусульманские, но и в христианские святыни. Современный Запад в лице своих элит фактически отрёкся от Христа и Его заповедей, встал на путь служения сатане. Сейчас это видно, как никогда. Запад буквально обезумел, что с неизбежностью происходит со всяким, кто предаётся воле дьявола – вечного и беспощадного врага человеческого.

Наличие общего врага, для нас – врага духовного, создаёт платформу для взаимопонимания и совместной работы христиан и мусульман на новом историческом этапе – этапе предельного обострения духовной борьбы и возникновения новых, невиданных прежде, реалий, как ДАИШ, Бин Ладен, НАТО, наглое, без санкций ООН, вмешательство в суверенитет государств и народов, санкционное давление на такие ключевые страны мира, как Россия, Иран, в перспективе, можно не сомневаться – Китай и другие… Но иранцы в этом смысле наиболее опытны.

Русский менталитет решительно отличается от западного. Мне много раз доводилось бывать на великих стройках, которые вёл СССР на Ближнем Востоке, в Африке и Индии. Мне бросилось в глаза, что русский человек (в отличие от англосакса) никогда не превозносится перед людьми другой цивилизации, относится к ней с бесконечным уважением, любопытством и необъяснимой любовью. Возможно, это связано с Православием, которое русский народ принял буквально, в том числе и главную его заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя».

А, может быть, сказался и культурный генотип русского этноса, которому не свойственна болезнь расовым превосходством… Русский может невзлюбить египтянина, таджика или татарина, но он при этом не будет чувствовать себя выше них. Сколько раз на моих глазах русские инженеры вместе с египетскими или сирийскими рабочими перетаскивали тяжёлые стройматериалы, не гнушаясь ни чёрной работой, ни сообществом более «отсталых» аборигенов. Над этим вопросом стоит особо задуматься. Это не подделаешь. Русские всегда чувствовали себя на Востоке как дома и восточные народы отвечали нам взаимностью.

Западный человек, превозносясь перед «невежественными» мусульманами (хотя бы он и сам был ниже их по культурному уровню!), испытывает к ним страх и недоверие, получая в ответ то же самое. Высшая фаза духовной войны, которую мы переживаем вместе с мусульманским миром, попущена нам Господом неслучайно. Всевышний от нас требует не только братского доверия и взаимодействия перед лицом общей беды и общего врага в лице разрушительной энтропии, наступающей на нас с Запада. Он ещё подспудно призывает нас к переосмыслению тех ложных культурно-исторических ценностей, на которых построен, а теперь впадает в исступление и погибает Западный мир, утягивая всех нас за собой в могилу.

Простой пример: экономический уклад Запада построен на идее непрерывного роста. Всего и вся. И это считается признаком прогресса. Но ресурсы Земли ограничены. Это раз. Два – мы видим, что с ростом материального богатства усиливается расслоение народов и стран на богатых и бедных. Чем выше рост – тем сильнее расслоение. Какой же смысл в росте? Очевидно, речь должна идти о новой культурной парадигме, которую нам предстоит совместно разработать. Не о бездушном и бессмысленном росте, а о справедливом распределении, разумном использовании природных богатств и бережном к ним отношении. Наконец, разумной достаточностью в потреблении. Важная часть наших изысканий касается духовной сферы: борьба со всевозможными новомодными извращениями и пороками, которые разрушают саму природу человека, данную ему от Бога. Внедряются в те сокровенные психофизические области, о которых современная наука не имеет ни малейшего понятия, но при этом самоубийственно развивает ГМО, ЭКО, трансгенные технологии, способные погубить всё человечество.

Иными словами, мы предлагаем мусульманскому миру в лице его духовных элит совместно подумать над новой моделью устройства человеческого бытия и общежития. Моделью, которая была бы основана на приоритете духовных ценностей над материальными и на восстановлении нарушенных связей человека с Богом.

 

Апрель 2015 года