Исламская культура

Эдуард Хачукаев: Почему голос Ирана всё громче звучит в суннитском мире?

20 Апрель , 2005
377 просмотров


Эдуард Хачукаев: Почему голос Ирана всё громче звучит в суннитском мире?

На днях из Ирана вернулись заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры и образования Эдуард Хачукаев и первый заместитель председателя Исламского правозащитного центра Резван Акаев, которые были гостями международного университета «Аль Мустафа». Наши соотечественники побывали в городе Кум по приглашению президента этого известного учебного заведения, ректора Али Реза Арафи. Своими впечатлениями о том, как устроена научно-образовательная система современного Ирана и в чем причина роста влияния этой страны на мировой исламской арене, с нами поделился Эдуард Хачукаев.

- Эдуард Магомедович, какова была цель Вашей поездки?

– В конце прошлого 2014 года в Москве с визитом побывал глава международного университета «Аль Мустафа», аятолла Арафи, который здесь встречался с некоторыми исламскими организациями, чтобы познакомиться с тем, как обстоят дела с образованием российских мусульман. В числе его посещений и знакомств был и наш Фонд, где он провёл обстоятельную беседу с директором Фонда Ждановым Александром Владимировичем, в ходе которой обе стороны информировали друг друга по вопросам, представляющим взаимный интерес. Во время этой встречи господин Арафи и пригласил руководство Фонда побывать в Куме, чтобы на месте на базе многочисленных структур университета «Аль Мустафа» познакомиться с иранской системой образования, в общем, и с религиозным просвещением, в частности.

- С кем Вы встречались в своей поездке?

– Ну, во-первых, с руководством университета «Аль Мустафа». Ректор Али Реза Арафи довольно обстоятельно рассказал нам об общей парадигме и концептуальных базисах системы высшего и среднего образования в Иране, уделяя, при этом, пристальное внимание качеству преподавания исламских и обще-теологических наук. Аятолла особо подчеркнул то обстоятельство, что университет преследует решения трёх главных задач для иранского образования: Интеллектуализация Ислама, Иммунизация Ислама и Социализация Ислама. Собственно, благодаря именной такой постановке приоритетных целей и в ходе их достижения в стране были, практически, преодолены проблемы, порождающие терроризм, а именно проблемы, конкретно связанные с «деинтеллектуализацией, радикализацией и политизацией Ислама», которые привносились в Иран извне от его недоброжелателей. Рассказывая о своих успехах, глава университета «Аль Мустафа» выразил готовность поделиться с российскими коллегами, если это будет им интересно, опытом своего образовательного учреждения в этой области.

Господин Арафи с гордостью рассказывал нам и о том, что на данный момент университет «Аль Мустафа» имеет свои филиалы в более чем в 60 странах мира, в которых обучаются студенты примерно 100 национальностей. А общее число учащихся во всех структурах университета (в самом Иране, в зарубежных филиалах и в интернет сетях) достигает до 40000 учащихся в год. Гордясь такими показателями, Али Реза Арафи выразил глубокое сожаление тем обстоятельством, что в стенах его образовательного учреждения в Куме нет ни одного россиянина. Он также сожалел и о том, что, несмотря на все его старания, в России до сих пор нет филиала международного университета «Аль Мустафа». Однако, он выразил надежду, что теперь, когда в Интернете заработал на полную мощь «Виртуальный Открытый Университет», всем желающим россиянам становится доступным университетское образование «иранского качества», причём, даже на русском языке.

- А чем поделились вы с ректором университета?

– Мы рассказали аятолле Арафи о том, что после обращения Владимира Путина к российским мусульманским духовным лидерам о целесообразности открытия исламских культурно-просветительских центров, в ряде регионов страны начаты работы по организации и строительству таких центров, например, в Казани и Саранске, в Ставропольской и Волгоградской областях. Это сообщение было встречено президентом университета с большим интересом, и он высказал пожелание поближе познакомиться с этими строящимися центрами, чтобы и иранская сторона, в случае встречной заинтересованности, могла оказать посильную методическую и материальную помощь своим мусульманским братьям в деле становления и развития этих исламских объектов. После этого я и Резван Акаев пригласили руководство университета «Аль Мустафа» посетить эти регионы в любое удобное для них время.

- Вам удалось обозреть все «имперские владения» университета «Аль Мустафа»? Если да, то на что именно вы обратили внимание?

– Хозяева были очень радушные, они продемонстрировали нам многое, и им, действительно, есть что показать и есть чем гордиться.

Во-первых, они идут в ногу со временем, если даже не опережают его. При университете функционирует и весьма успешно «Виртуальный Открытый Университет имени Аль Мустафы». Сейчас он доступен в сети и на русском языке. Тематика их лекционных курсов весьма обширна – от классического суннизма до исламского мировоззрения «а-ля Читтик», от принципов исламской философии до исламского мистицизма… Вызывает уважение, что 200 преподавателей в он-лайн режиме 24 часа в сутки отвечают и на самые простые и на самые каверзные вопросы учащихся. Большой вклад в становление и нынешнее развитие ВОУ «Аль Мустафа» внёс его нынешний президент, доктор Мухсин Гханбари, который, к сожалению, не смог поприветствовать гостей лично, но это сделал его заместитель и глава департамента ВОУ по развитию исследования и планирования, господин Али Реза Могхими Язди.

Российскую делегацию удивила мощная современная цифровая техника, эффективно работающая одновременно с десятками тысяч студентов по всему миру. Ничего такого пока нет у российских исламских образовательных учреждений. И как бы кто не относился у нас к системе иранского образования, на мой взгляд у них есть чему поучиться.

Во-вторых, при международном университете «Аль Мустафа» имеется свой колледж для подготовки будущих студентов. При посещении его мы были приятно удивлены не только высоким качеством преподавания, – учащиеся легко ответили на довольно сложные вопросы – но и современной инфраструктурой колледжа европейского уровня, начиная от комфортных кампусов и кончая плавательным бассейном.

В-третьих, университет «аль Мустафа», стремясь быть лидером в сфере научно-прикладных разработок по исламской проблематике, создал мощный «Центр компьютерных исследований исламских наук», который производит множество компьютерных программ, интенсифицирующих познавательные процессы у учащихся в области освоения Ислама.

Наконец, в-четвёртых, нельзя не сказать и об «Институте образования и исследований религий имени имама Хоменеи». Благодаря данной организации студенты и диссертанты могут получать самую обширную и самую детальную информацию о любой религии или идеологии, когда-либо появившейся на земле. Здесь нет табу ни на одну конфессиональную или атеистическую доктрину, поскольку властвует принцип: «Знания превыше всего». Я лично проверил библиотеку института, в которой более 100 000 отборных фолиантов и ещё столько же цифровых монографий, и нашёл множество книг по философии и мировоззренческих позиций советского большевизма, русской православной церкви, российских буддистов и даже кавказских тарикатистов! Институт сравнительно молод, ему только 9 лет и в нём учатся около 2000 студентов. По российским меркам это очень много. В настоящее время примерно 400 выпускников института пишут докторскую диссертацию по одной из 150 теологических тем. И во многом благодаря институту имени имама Хоменеи в структурах университета «Аль Мустафа» ежедневно рождается одна книга по исламской проблематике.

Провожая гостей, Ансари Пур сказал на прощание: «Ваш визит безусловно оставит значимые следы в истории университета «Аль Мустафа» и придаст новый импульс во взаимоотношениях между иранскими и российскими мусульманами».

- Были ли у вас другие встречи помимо структур университета «Аль Мустафа»?

– Интересных для Ваших читателей встреч, пожалуй, были две. Одна из них произошла со знаменитым иранским исламским мыслителем современности, Верховным Аятоллой Абдуллахом Джавади-Аамоли. Обычно Верховный Аятолла Джавади редко кого из посетителей университета «Аль Мустафа» удостаивает своего внимания. Но узнав, что гости прибыли из России и имеют отношение к Чеченской республике, несмотря на свой преклонный возраст и некоторое недомогание, он всё же выделил для гостей «протокольные» 10 минут. Однако беседа увлекла Джавади-Аамоли и затянулась на целый час.

Он, словно программируя наше сознание, начал говорить о том, что некоторые политики ближневосточных стран подвергают жесткой критике Иран за то, что он стремится стать региональным лидером. Но в этом нет ничего предосудительного или негативного для соседних Ирану народов, например, жителей аравийского полуострова или той же Турции, поскольку Иран претендует исключительно на лидерство «Развития», что в целом позитивно и с исламских позиций и с точки зрения международного права. И что очень важно, Иран совершенно не стремится стать лидером «Насилия», как это можно наблюдать на примере некоторых государств Запада, да и Ближнего Востока тоже. Если Иран не будет стремиться стать развивающейся доминантой на Ближнем Востоке, то у Ирана просто нет будущего. В противном случае Иран придёт к культурной деградации иранского общества, существование и развитие которого возможно только в виде некоей парадигмы доминирования исламской мысли в её иранском понимании. А ведь ещё сам Пророк Мухаммад (сас) призывал добывать Знания и преобразовывать мир к прекрасному. В целом, Иран придерживается именно этой концепции своего развития. Конечно, продвижение научно-технического прогресса и овладение мирными ядерными технологиями значительно усиливает положение Ирана в этом регионе.

Верховный Аятолла отметил также, что давно следит за состоянием Ислама в России (СССР) – ещё со времён Никиты Хрущёва – и видит, что при президенте Владимире Путине произошли радикальные изменения внутриполитической ситуации в качественно лучшую для российских мусульман сторону. Аятолла Джавади-Аамоли живо интересовался у гостей жизнью российских мусульман, уровнем их культурного, образовательного и научного развития. Расспрашивал об актуальных проблемах, стоящих перед Исламом в России, и о задачах, решаемых российскими мусульманами в настоящее время.

Со своей стороны я познакомил уважаемого Аятоллу с деятельностью Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, отметив, что перед российскими мусульманами стоит задача способствовать искоренению экстремизма и терроризма из своей среды, а Фонд им старается помогать и прилагает посильные усилия в создании позитивного образа Ислама в России.

И в завершении нашей весьма насыщенной встречами и переговорами четырёхдневной поездки мы были приняты в резиденции шестого президента Исламской Республики Иран, известным исламским политиком и государственным деятелем, господином Махмудом Ахмадинежадом.

Мы говорили с ним по различным актуальным для России и Ирана вопросам, связанным с местом Ислама в международной политике и межгосударственных отношений. В своей речи господин Ахмадинежад акцентировался о том, что исламскому миру являются чуждыми декларируемые Западом «цивилизационные ценности» в виде эфемерной «демократии» и «прав человека». Хвалёная западная демократия не может снять с должности «хозяев» таких хлебных мест, как ФРС или МВФ. Можно, конечно, менять менеджеров, но хозяева остаются навечно. И наоборот, «права человека» соблюдаются только для семей Борухов, Ротшильдов и Рокфеллеров, не давая никакой возможности прожить свою жизнь достойно миллиардам людей на земле. Это чудовищная несправедливость, а Ислам ставит во главу угла именно принцип «Справедливости». Поэтому он видит свою оставшуюся жизнь служению тому, чтобы на нашей планете установилась справедливость, и будет призывать всех к этому, и суннитов, и шиитов, и атеистов, и иудеев.

Иранский политик в риторической форме поделился с гостями мыслями о том, почему в России существует оппозиция одного единственного окраса – просионистская!? Ведь нет же, например, проаргентинской или прояпонской оппозиции. На московские улицы не выходят десятками тысяч азербайджанцы или чеченцы, таджики и татары, коих в Москве и в России немало. Даже супер многочисленные китайцы с индусами не лезут во внутрироссийские дела. Однако, на улицы выходят с протестами против действующей законной власти именно сионисты - «либерасты». В чём же причина? Догадаться нетрудно – у них есть материальная заинтересованность, поскольку деньги для них это всё. Тогда возникает следующий вопрос: «Почему это мировой сионизм платит своей пятой колонне»? За ответом опять же не надо далеко ходить. Сионизму это просто очень надо. Всем другим на земле, вот, не надо, а мировому ростовщическому капиталу надо. А тогда спросим, почему надо? А чтобы Россия впала в зависимость к этим мировым элитам. Но Россия не желает этого, что очень хорошо и приветствуется многими народами в мире.

Ахмадинежад пожелал России достойно преодолеть западные санкции и выразил уверенность, что от этих санкций пострадает в итоге сам Запад. А ведь, западные санкции чувствительно отражаются на 25 миллионом мусульманском населении России, в чём повинны, кстати, богатые нефтью монархические режимы аравийского полуострова, которые кичатся своим иманом.

Президенту Путину надо выстоять, и Запад сам рухнет от собственного перенапряжения.

У нас правда была ещё одна примечательная встреча, но уже не с людьми, а с книгами, да не с простыми, а с древними манускриптами. Нам посчастливилось побывать в сокровенном месте, сокровищнице Знаний – Гранд Библиотеке, которая наречена по имени её основателя Аятоллы Аль Узма Мараши Наджафи!

В этом хранилище насчитывается более 40 000 древних рукописей, которые так или иначе относятся к истории возникновения и распространения среди народов нашей планеты религиозных верований и учений. Гордость библиотеки – Коран, которому более 1300 лет.

Заведующий Гранд Библиотекой, её верный хранитель и любовник, господин Авсати с нежностью и особой одухотворенностью рассказывал нам об истории каждого знаменитого фолианта. В его рассказах эти древние книги оживали перед нами, как люди, и раскрывали свои мудрые богатства.

Хочу заметить, что среди этих многочисленных томов мы откопали и несколько трудов древних авторов на персидском и арабском языках об истории Руси в Средние века. Наш гид, господин Авсати с грустью заметил, что за многие годы его пребывания здесь ни одна из этих книг не была востребована ни одним из российских посетителей. Он даже очень удивился, что мы поинтересовались наличием таких книг в этой известной на весь мир библиотеке.

То ли отдавая должное пиетету, который мы продемонстрировали в отношении этих великолепных творений человеческого сознания, то ли ещё по какой причине, но господин Авсати настоял на том, чтобы мы отметились в книге почётных гостей.

 

Автор: Галина Полякова

НА ФОТО - Хранитель Гранд Библиотеки, господин Авсати (справа крайний) демонстрирует самый большой по размеру Коран

Источник – 1 апреля 2015 года - http://www.islamnews.ru/news-456050.html