Исламская культура

Есбосын Смагулов: "Нельзя противопоставлять религию и образование"

20 Февраль , 2028
266 просмотров


 

 

Есбосын Смагулов: "Нельзя противопоставлять религию и образование"

О месте науки и образования в исламе, о получении мусульманскими женщинами знаний, а также о современных вызовах в религиозной сфере читайте в интервью с кандидатом философских наук, религоведом из Казахстана Есбосыном Смагуловым.

- Как относится ислам к науке и образованию?

- История свидетельствует о том, что ислам стремится к гармоничному сочетанию веры и знания, светского и духовного образования. Религия предписывала мусульманам идти путем проповеди добра, просвещения, приобщения к знанию. Именно благодаря этому исламская цивилизация прославилась высоким уровнем науки, а достижения многих выдающихся ученых вошли в сокровищницу человечества.

- Насколько совместимы понятия ислам и терроризм?

- В своем выступлении на встрече с представителями казахстанских телеканалов 21 декабря прошлого года, Президент Н.А. Назарбаев подчеркнул, что ислам означает мир и не должно ассоциироваться с терроризмом.

К сожалению, сегодня действительно, мало вспоминают о том, что слово «ислам», означающее в переводе с арабского «предание себя Богу», «покорность», восходит к тому же корню, что и слово «салям» («мир»). Проповедь веры в Аллаха, с которой обратился к человечеству пророк Мухаммед, была одновременно проповедью миролюбия, знания и гуманизма.

Ислам требует от своих последователей относиться ко всем людям с добром и справедливостью. Аллах обращается к мусульманам в одном из аятов Корана: «Вы – лучшая из общин, созданная на благо людей; вы будете повелевать одобряемое и запрещать свершать неодобряемое [Аллахом], и уверуете в Аллаха» (Коран, 3:110). Мусульмане должны следовать таким принципам, как уважение к родителям, любовь к Родине, почтительное отношение к истории и традициям своего народа. Следование этому пути невозможно без приобщения к знанию, без разумного постижения окружающего мира.

- Расскажите о месте гуманизма в исламе.

- Культура исламского Востока достигла своего наивысшего взлета в IХ-ХII вв. Этот период, вошедший в историю как эпоха «мусульманского Ренессанса», ознаменовал собой расцвет гуманизма. Этот гуманизм носил одновременно религиозный и светский характер. Его религиозная основа связана с тем, что учение Корана ставит человека выше всех божественных творений. Светский гуманизм проявлялся в высокой роли знаний. Идеалом человека стала всесторонне развитая личность, обладавшая широким кругозором, высокими нравственными и интеллектуальными качествами.

- Если вернуться к вопросу получения людьми знаний, на сегодня существует очень много стереотипов – некоторые даже утверждают, что наука и религия противоречат друг другу?

- Приобретение знаний, их поиск считались в мусульманском мире богоугодным делом. Высоким авторитетом в обществе пользовались ученые. Среди них выделялись, с одной стороны, теологи и знатоки мусульманского права и, с другой стороны, представители светского знания – специалисты в области философии, математики, химии, медицины и других наук.

Учение ислама всегда отводило особое место обучению и знаниям. Согласно хадису, пророк Мухаммед говорил: «Лицезрение ученых равнозначно молитве». Не случайно первыми очагами просвещения в исламском мире стали мечети, выполнявшие поначалу даже роль университетов, в которых велось обучение не только религиозным, но и светским наукам. Вклад некоторых из них в развитие учености на Востоке можно признать выдающимся. Большая мечеть Омейядов в Дамаске, каирская мечеть аль-Азхар фактически превратились в научные центры, значение которых сохраняется и в наши дни.

Во времена классического ислама существовал довольно высокий уровень грамотности. Учащиеся осваивали Коран, грамматику, счет. Изучались также исторические и литературные источники, устные героические и генеалогические предания. Мечети выполняли функцию не только духовного, но и образовательного центра. В период между обязательными молитвами в мечетях читали лекции теологи и законоведы. Обучение строилось как углубление религиозных знаний: преподавались Коран, хадисы, основы догматики, мусульманского права. Большое внимание уделялось арабскому языку, риторике, истории, изучались также медицина и математика. Мечети сохранили свою образовательную функцию вплоть до наших дней.

В эпоху «мусульманского Ренессанса» творили знаменитые философы, поэты, ученые, а города Багдад, Басра, Куфа, Самарканд, Бухара стали крупнейшими культурными и научными центрами. В IX в. в Багдаде был создан знаменитый «Дом мудрости» – своего рода академия наук Халифата. Здесь велось обучение, собирались книги, осуществлялись переводы трудов по философии, медицине, математике с различных языков мира. Подобные учреждения существовали и во многих других городах.

Мусульмане прославились в самых разных отраслях знания. Возьмем для примера медицину. За пять веков – с 800 по 1300 гг. – получили известность более 70 авторов исследований по медицине. Самым выдающимся медиком в истории по праву считается Ибн Сина, или Авиценна. Главным его трудом считается «Канон медицинской науки» – это высшее достижение данной отрасли знания. В XV в. «Канон» был переведен на латынь и стал основным учебником в преподавании медицины по крайней мере до конца XVI в. Причем в XV в. он выдержал 16 изданий, в XVI в. – еще 20.

Высокого уровня достигли такие области знания, как алгебра (само это слово – арабского происхождения), астрономия, физика, оптика, химия, география. На мусульманском Востоке зародилась фармацевтика как самостоятельная дисциплина.

Знамениты своими достижениями многие исламские философы, среди которых выделялись аль-Кинди, аль-Фараби, аль-Газали и Ибн Араби. Большое влияние на развитие мировой философии оказало творчество жившего в мусульманской Испании Ибн Рушда. Благодаря трудам представителей восточной мысли Европа смогла познакомиться с подлинной античностью, работами Платона и Аристотеля.

- Что дало приобщение к исламу нашему народу?

- Казахстан уже более тысячи лет считается частью исламского мира, а мусульманство суннитского толка – неотъемлемой частью идентичности его населения. Приобщение к мусульманской культуре дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане. С одной стороны, придя на смену архаическим культам, ислам способствовал нравственному возвышению, интеллектуальному и культурному прогрессу казахского народа. С другой – именно ислам стал одним из ключевых факторов сохранения государственности, этнической и культурной идентичности. Надо отметить, что выдающиеся представители казахской интеллектуальной элиты многих эпох – от аль-Фараби и Ходжи Ахмеда Ясави до Абая и Шакарима – были носителями исламской духовности.

- Мы нередко становимся свидетелями того, что радикальные течения искажают образ мусульманина, превращая верующих в фанатиков, отвергающих образование и науку. Что вы думаете по этому поводу?

- К сожалению, даже в наши дни, в XXI веке есть примеры того, как фанатики, прикрываясь искаженными трактовками священных текстов, возвращают людей в пучину невежества. Во время гражданских войн Афганистан сделал огромный шаг назад. Страна утратила многие достижения в сфере образования, культуры и здравоохранения. Движение Талибан после прихода к власти ввело запрет на образование девочек. Жизнь женщин была ограничена семьей. Женщинам не позволялось работать, появляться за пределами дома с открытым лицом и без мужа или другого родственника мужского пола. И речи не могло быть о том, чтобы женщины занимали какой-либо государственный пост. Естественно, что женщинам, которым была уготована такая участь, не нужно образование. В результате в Афганистане выросли уже целые поколения людей, не умеющих даже читать и писать. На сегодня около 70% населения этой страны — неграмотные. Причем среди женщин эта доля приближается к 80%.

Боевики ИГИЛ в Сирии и Ираке лишили тысячи детей возможности получить образование. В специальных центрах они превращают несовершеннолетних в моджахедов-смертников. Мальчикам в таких лагерях внушают неверное представление о религии, они не изучают ни гуманитарные, ни естественнонаучные дисциплины. Вместо этого ведется усиленная физическая и военная подготовка. Эксперты утверждают, что ИГИЛ подвергает детей мощной психологической обработке. Психика в таком возрасте очень подвержена внешним воздействиям. В результате мы видим в пропагандистских роликах детей, которые готовы беспощадно убивать врагов, участвовать в казнях и жертвовать собственной жизнью.

Эти примеры должен служить предостережением о том, что нельзя идти путем фанатизма. Ислам проповедует гуманизм, просвещение, равенство мужчин и женщин, в том числе в вопросах приобщения к знаниям. Пророк Мухаммед, как свидетельствует один из хадисов, говорил: «Учение – предписанный долг каждого мусульманина и каждой мусульманки».

- В последнее время появляются сообщения о том, что студенты и школьники пропускают занятия по пятницам из-за посещения мечети во время жума-намаза.

- На недавнем Форуме имамов Казахстана был принят документ, который получил название «Личностный облик мусульманина». В этом документе содержится важное предупреждение: «Ошибочно считать, что получение религиозного образования является обязанностью, а получение светского образования не важно... На сегодняшний день передовому мусульманину, сумевшему одинаково получить как религиозное, так и светское образование, открываются все дороги для достижения успехов...»

Мы должны отвергать заблуждения людей, которые трактуют исламское учение в духе фанатизма, ограниченности, нетерпимости и вражды. Отвергая науку, называя светские знания «харамом», отрицая возможность получать образование женщинами, они противопоставляют себя учению и многовековой практике ислама, принижают просветительскую роль религии. Именно о таких людях более ста лет назад писал Абай: «Есть три вещи, которые унижают человека: это невежество, леность и злодеяние». Пусть слова великого поэта заставят задуматься тех, кто противопоставляет религию и знание, веру и разум.

Ермек Айдарбаев - E-islam

Источник - http://www.islamsng.com/kaz/opinion/8767