Исламская культура

ДИАЛОГ – Папа Римский представит свою первую книгу в Год Милосердия

11 Январь , 2016
559 просмотров


ДИАЛОГ – Папа Римский представит свою первую книгу в Год Милосердия

Решением Папы Римского Франциска 2016 год провозглашён для всех католиков мира Годом милосердия. А его первая книга, основанная на беседах с итальянским журналистом Андреа Торниелли, которая будет выпущена и представлена 12 января, названа «Имя Бога — Милосердие». Причём, название книги на обложке будет написано рукой самого понтифика красными буквами на белом фоне.

Заявленная главой католиков тема наступившего года очень близка всем последователям Авраамических религий (Иудаизма, Христианства, Ислама). Напомним, как эта тема воспринимается среди мусульман.

В 1933 г. татарский учёный Муса Биги выпустил в Берлине книгу «Доказательства всеохватности Божественной милости». С тех пор его учение о «Рахмат илляхия гумумияте» – «всеохватности Божественной милости» - используется для диалога с немусульманами. В России уже дважды прошли Международные Бигиевские чтения.

Для понимания вопроса приведём выдержку из трудов доктора философии Тауфика Ибрагима (статья «О вечности ада»):

         «В религиозной мысли нашего времени всё чаще звучат призывы к более универсалистскому пониманию Божьей спасительной благодати, к распространению Его милости на всех обитателей ада, включая грешников из числа приверженцев других конфессий. И нередко такая толерантность выдаётся за новое слово в духовной культуре человечества, сообразующееся с либерально-плюралистическими ценностями современного мира. Но мало кто знает, что в мусульманской культуре, с первых веков её истории, были богословы, которые в Коране и Сунне находили весомые аргументы в пользу учения о конечности ада, о последующем спасении всех его обитателей.

            Правда, господствующая в мусульманской теологии доктрина не разделяет этот радикальный либерализм, настаивая на вечности адских мук в отношении всех многобожников и неверных и предоставляя надежду на освобождение от них лишь для грешников из числа мусульман/единобожников. Ниже мы познакомим читателя с основными доводами в пользу концепции о временном характере адского наказания.

            Первый аргумент. Бог всемилосерден. Имя-эпитет ар-Рахман, т.е. «Всемилостивый» – второе, наряду с Аллахом, собственное имя Бога. Сотни раз в Коране Бог описывается как Всемилостивый и Всепрощающий, как «Милостивейший из милосердных» (архам ар-рахимин). Более того, в аяте 6:24 сказано, что «Господь предписал Себе милость [к людям]». Хорошо известно и разъяснение Пророка к аяту: по создании тварей Бог сделал надпись, находящуюся при Нем, над Престолом: «Воистину милость Моя превышает гнев Мой!» (Бухари 3194, 7422; Муслим 2751)».

            Далее автор приводит иные аргументы. Но при этом вспоминает, как отвечал своим критикам Биги ещё в 20 веке:

«Против учения о всеохватной милости Бога обычно выдвигаются два возражения. Первое из них состоит в том, что утверждение об универсальности спасения равносильно объявлению всеобщей амнистии – какой бы грех ни совершил после сего человек, ему не страшно. «Свобода совершать преступления, – отвечает на это Муса Биги, – происходит не от убеждённости во всеобщности спасения, а от того, что спасение распространяется только на последователей определённого учения. Вера в то, что «спасение касается только меня» приводит к тому, что я могу сказать всем остальным людям, исповедующим другие учения, следующее: "Поскольку все вы будете подвергнуты вечным мукам за свои убеждения и веру, то нет смысла вам творить добро, а зло, творимое вами, не ухудшит вашего положения. А посему оставьте добро и совершайте преступления!”» (Избранные труды. Казань, 2005, с. 142-143).

            Согласно же второму возражению, если спасение будет всеобщим, то Ислам лишится присущей ему значимости. Совсем наоборот, замечает М. Биги. Если человечеству открыть всю широту коранического универсализма, «это станет украшением лика Ислама, ещё больше возрастут его ценность и величие среди других религий» (там же, с. 98, 142)».

 

             Итак, провозглашённый Папой Римским Франциском Год Милосердия – прекрасный повод для углубления диалога между последователями религии Авраама/Ибрахима, с его библейско-кораническим пониманием Милосердия Божия.

 

НА ФОТО – По-арабски надпись «Бисмилляхи р-рахмани р-рахим» - «во имя Аллаха Милостивого и Милосердного».