Исламская культура

Абдулла Юсуф Али: Священный Коран о разнообразии мира и мнений

20 Февраль , 2010
86 просмотров


 

Абдулла Юсуф Али: Священный Коран о разнообразии мира и мнений

 
 

Как известно, с самого начала одной из отличительных черт исламского вероучения было развитие научной мысли, в том числе и в её богословской сфере. Увеличение количества занимающихся поиском знаний приводило к увеличению количества учёных, а значит и к увеличению разнообразия мнений в тех или иных вопросах. Этот естественный процесс вызвал образование различных методик и, как следствие, религиозно-правовых школ. Верной ли дорогой пошло развитие исламских наук, или, как полагают некоторые, разнообразие мнений находится в Исламе под запретом?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем уважаемым читателям ознакомиться с мнением известного учёного-богослова Абдуллы Юсуфа Али, чей «Тафсир Священного Корана» признан правомочным многими авторитетными мусульманскими учёными.

Прежде чем обратиться непосредственно к теме разнообразия мнений, нельзя обойти вниманием разнообразие мира как такового, ибо даже оно одно указывает на необходимость принятия различий между Божьими созданиями, ведь очевидно, что отнюдь не случайно Всевышний Аллах сотворил этот мир и нас в этом мире разными, не похожими друг на друга.

«Он (Всевышний Аллах) — Тот, Кто сотворил вас из одной души. Для вас есть место пребывания (в утробах матерей) и место хранения (чреслах отцов). Мы (говорит Всевышний Аллах от Своего имени) уже разъяснили знамения для людей понимающих» (сура «Аль-Анам», аят 98).

وَهُوَ الَّذِيَ أَنشَأَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ فَمُسْتَقَرٌّ وَمُسْتَوْدَعٌ قَدْ فَصَّلْنَا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَفْقَهُونَ

Абдулла Юсуф Али, комментируя данный аят, отмечает:

«Одним из удивительнейших чудес в созидании Всевышнего является то, что вначале был только один человек, а потом нас стало на земле так много, и каждая личность обладает таким разнообразием дарований и способностей, и, тем не менее, все мы, в основных чертах, одинаковые. В следующем аяте приводится аллегория о винограде и других фруктах, в котором говорится, что все виноградины могут выглядеть совершенно одинаковыми, однако каждый сорт обладает особым вкусом и ароматом и другими отличительными особенностями, а каждая определенная лоза может иметь свои собственные специфические свойства. То же относится и к человеку».

«Он — Тот, Кто ниспослал с неба воду. Посредством нее Мы взрастили растения всех видов. Мы выводим из них зеленые травы, а из них — расположенные одно на другом зерна. На финиковых пальмах из завязей вырастают свисающие низко гроздья. Мы взращиваем виноградники, оливки и гранаты, которые имеют сходства и различия. Взгляните на их плоды, когда они появляются и когда созревают. Воистину, в этом — знамения для людей верующих» (сура «Аль-Анам», аят 99).

وَهُوَ الَّذِيَ أَنزَلَ مِنَ السَّمَاء مَاء فَأَخْرَجْنَا بِهِ نَبَاتَ كُلِّ شَيْءٍ فَأَخْرَجْنَا مِنْهُ خَضِرًا نُّخْرِجُ مِنْهُ حَبًّا مُّتَرَاكِبًا وَمِنَ النَّخْلِ مِن طَلْعِهَا قِنْوَانٌ دَانِيَةٌ وَجَنَّاتٍ مِّنْ أَعْنَابٍ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُشْتَبِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ انظُرُواْ إِلَى ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَيَنْعِهِ إِنَّ فِي ذَلِكُمْ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

«Любые плоды: будь то виноград, или маслины, или гранаты — выглядят соответственно своему виду, и все же каждый сорт может различаться своим вкусом, ароматом, составом, формой, размером, цветом, сочностью или калорийностью, соотношением семени и плода и т. д. А отдельный плод каждого сорта может иметь свои отличия. Эта аллегория применима и в отношении человека, разнообразные духовные плоды которого в равной степени могут быть отличающимися друг от друга и, тем не менее, одинаково ценными и значимыми!»

«Неужели ты не видишь, как Аллах ниспосылает с неба воду, посредством которой Мы взращиваем плоды различных цветов. В горах также есть различные тропы — белые, красные и совершенно черные. Люди, животные и скот также бывают различных цветов. Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах — Могущественный, Прощающий» (сура «Фатыр», аяты 27–28).

أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ أَنزَلَ مِنَ السَّمَاء مَاء فَأَخْرَجْنَا بِهِ ثَمَرَاتٍ مُّخْتَلِفًا أَلْوَانُهَا وَمِنَ الْجِبَالِ جُدَدٌ بِيضٌ وَحُمْرٌ مُّخْتَلِفٌ أَلْوَانُهَا وَغَرَابِيبُ سُودٌ

وَمِنَ النَّاسِ وَالدَّوَابِّ وَالأَنْعَامِ مُخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ كَذَلِكَ إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ

«Каждый может видеть, как благодаря искусству Аллаха рождаются после дождя разнообразные растения самых разных расцветок — золотые, зеленые, красные, желтые, являя самые разные оттенки, о которых мы только можем подумать. И каждое существо в природе проходит через определенные стадии развития, от зарождения до зрелости.

Эти чудесные цвета и их многочисленные оттенки можно обнаружить не только в растительности, но и в скалах, и минералах. Есть белые прожилки мрамора, кварца и мела, красный латерит, синие базальтовые скалы, черный кремень и другие минералы самых разнообразных форм и оттенков. Говоря о горах, мы думаем об их лазурном цвете, который появляется на расстоянии, благодаря атмосферному воздействию, и этот же эффект заставляет нас задуматься о красоте облаков, солнечных закатов, звездного света, утренней зари и о всем великолепии природы.

В физических формах человеческой и животной жизни мы также видим разнообразные формы и оттенки. Но эти вариации и градации, какими бы чудесными они ни были, ничто по сравнению с разнообразными оттенками внутренней духовной жизни.

Во внешней природе мы можем понять и оценить прелесть прекраснейших оттенков. Но в духовном мире подобные вариации и оттенки еще более тонкие и разнообразные. Кто может полностью понять их? Только рабы Аллаха, которые знают, т. е. обладают внутренним знанием, идущим от их знакомства с духовным миром. Это люди, которые искренне ценят внутренний мир, и знают, что страх перед Богом есть начало мудрости. Ибо такой страх сродни любви и восхищению — восхищению всеми чудесными красотами внешнего и внутреннего мира всевышнего, Аллаха Великого, и эта любовь существует благодаря Его милости и доброте, ведь Он Прощающий. Но прощение Творца распространяется и на многих из тех, которые не полностью понимают Его».

Таким образом, разнообразие является неотъемлимой частью сотворенного Всевышним Создателем мира, и отрицать это просто бессмысленно. Но помимо собственно разнообразия, люди и джинны как создания Божьи отличаются еще и тем, что они наделены свободой выбора, находящегося в рамках воли Всевышнего. И это также свидетельствует в пользу того факта, что авторитаризм в Исламе не приемлем, в т. ч. и в идеологической сфере. Не случайно в Коране подчеркивается:

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Так разве станешь ты принуждать людей к тому, чтобы они обратились в верующих?» (сура «Йунус», аят 99).

وَلَوْ شَاء رَبُّكَ لآمَنَ مَن فِي الأَرْضِ كُلُّهُمْ جَمِيعًا أَفَأَنتَ تُكْرِهُ النَّاسَ حَتَّى يَكُونُواْ مُؤْمِنِينَ

Абдулла Юсуф Али пишет в этой связи:

«Если Всевышний Аллах, согласно Своему плану и воле, не хотел бы даровать человеку ограниченную свободную волю, то своей сверхсилой Он мог сделать все человечество единоообразным, и все имели бы веру, но такая вера не являлась бы отражением личных достоинств каждого. В действительности же человек наделен различными способностями и возможностями, поэтому ему следует стремиться к тому, чтобы войти в гармонию с волей Аллаха. Таким образом, вера становится моральным достижением, а отвержение веры становится грехом. Уверовавшие не должны быть нетерпеливыми или раздражительными, если они борются с неверными. Самым важным является то, что они должны защищаться от искушения и не навязывать свою веру силой, т. е. через физическое принуждение. Вера по принуждению — не вера. Они должны стремиться к убеждению, а не к принуждению.

Все это означает, что к созданиям, наделенным волей, вера приходит в результате активных волевых усилий. Но они не должны быть столь высокомерными, чтобы думать, будто этого достаточно. Даже лучшие из людей слабы и нуждаются в милости и помощи Аллаха. Если мы искренне желаем понять, Он поможет нашей вере, но если нет, то наши сомнения и трудности будут только увеличиваться. Это неизбежная закономерность, и в Коране все последствия предписаны Всевышним Аллахом».

«Нет принуждения в религии» (сура «Аль-Бакара», аят 256).

لاَ إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ قَد تَّبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللَّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىَ لاَ انفِصَامَ لَهَا وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«Насилие несовместимо с религией, ибо: 1) религия определяется верой и волей, и было бы бессмысленно навязывать истинную религию путем насилия; 2) истина и праведность, а также заблуждение и порочность настолько ясно выявлены благодаря милости Всевышнего, что в умах и мыслях людей, разумных и обладающих доброй волей, не может оставаться и тени сомнения по отношению к истинной вере; 3) защита Аллаха неизменна и безгранична и, согласно Его замыслу, мы должны стараться выбираться из бездны мрака к свету ясности».

«Скажи: „Истина — от Господа вашего: кто пожелал — уверует, а кто не пожелал — отвергнет веру“» (сура «Аль-Кяхф», аят 29).

وَقُلِ الْحَقُّ مِن رَّبِّكُمْ فَمَن شَاء فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاء فَلْيَكْفُرْ إِنَّا أَعْتَدْنَا لِلظَّالِمِينَ نَارًا أَحَاطَ بِهِمْ سُرَادِقُهَا وَإِن يَسْتَغِيثُوا يُغَاثُوا بِمَاء كَالْمُهْلِ يَشْوِي الْوُجُوهَ بِئْسَ الشَّرَابُ وَسَاءَتْ مُرْتَفَقًا

«Наша ограниченная свободная воля подразумевает и личную ответственность. Нам предлагают истину: вновь и вновь на это обращается наше внимание. Если мы отвергнем ее, то результатом этого будут ужасные последствия».

«Воистину, это есть Назидание, и тот, кто пожелал, встал на путь к своему Господу. Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый. Он вводит в Свою милость, кого пожелает, а для беззаконников Он приготовил мучительные страдания» (сура «Аль-Инсан», аяты 29–31).

إِنَّ هَذِهِ تَذْكِرَةٌ فَمَن شَاء اتَّخَذَ إِلَى رَبِّهِ سَبِيلا

وَمَا تَشَاؤُونَ إِلاَّ أَن يَشَاء اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

يُدْخِلُ مَن يَشَاء فِي رَحْمَتِهِ وَالظَّالِمِينَ أَعَدَّ لَهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا

«Человек сам по себе слаб, поэтому он должен искать милость Всевышнего, ведь без нее он ничего не может сделать, с ней же он может все, поскольку Аллах знает все, и Его мудрость постигает смысл всего.

Это соответствует Его справедливому и мудрому плану. Если воля созданий справедливая, то они обретут прощение и милость Аллаха. Если же воля отвергает Всевышнего, то они должны понести наказание».

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находился в этом мире, разночтения между людьми по тем или иным вопросам решались путем обращения к Всевышнему посредством Его Посланника:

«Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом. Скажи: „Таков Аллах, мой Господь! Я уповаю только на Него и к Нему обращаюсь“» (сура «Аш-Шура», аят 10).

وَمَا اخْتَلَفْتُمْ فِيهِ مِن شَيْءٍ فَحُكْمُهُ إِلَى اللَّهِ ذَلِكُمُ اللَّهُ رَبِّي عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْهِ أُنِيبُ

Но даже тогда Всевышний разрешал Своему избранному Пророку спрашивать мнение сподвижников, что Посланник Аллаха и делал, советуясь с ними о мирских делах:

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (сура «Али Имран», аят 159).

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللَّهِ لِنتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لاَنفَضُّواْ مِنْ حَوْلِكَ فَاعْفُ عَنْهُمْ وَاسْتَغْفِرْ لَهُمْ وَشَاوِرْهُمْ فِي الأَمْرِ فَإِذَا عَزَمْتَ فَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُتَوَكِّلِينَ

Этот принцип совещательности лег в основу и последующих поколений последователей Пророка, ибо, перечисляя те благие дела, которые должны совершаться верующими, Всевышний отметил и «совещания между ними в их делах и повелениях» (сура «Аш-Шура», аят 38).

Абдулла Юсуф Али говорит по этому поводу:

«Шура, т. е. совещание, предполагает идеальный способ, по которому праведные люди должны определять свое поведение так, чтобы, с одной стороны, они не становились слишком эгоистичными, а с другой — не отказывались от ответственности, которая возложена на них как на личности, чье развитие происходит перед Аллахом. В полной мере этот принцип был приложим к Пророку в его личной и общественной жизни, и в полной мере был принят праведными халифами. Современные выборные правительства — это попытка, ни в коей мере не совершенная, приложить этот принцип к государственным делам».

Приведенные в данной статье аяты и комментарии самым наглядным образом свидетельствуют в пользу приемлемости, а порой, возможно, и необходимости различных подходов при решении тех или иных вопросов. И это — благо, дарованное всем нам Всевышним Аллахом, ведь даже просто представить мир, где господствовали бы только две противоположности: черная и белая, плохая и хорошая, просто невозможно. Также невозможно представить и общество, живущее умом лишь одного человека. Такое общество будет обречено на застой и вырождение, и хвала Всевышнему Аллаху, что Он избавил нас от такой незавидной участи.

Подготовил Дамир Хайретдинов,

Кандидат исторических наук,

ректор Московского исламского института,

член Редколлегии журнала «Исламская культура»

Источник: Ежеквартальный евразийский журнал

мусульманской общественной мысли "Минарет Ислама" - №№ 1–2 (35–36) 2014

Источник - http://www.dumrf.ru/islam/theology/8950