Исламская культура

МОСКВА – ВПЕРВЫЕ – 27 октября показ мистерии из Казвина (Иран) «Мученическая смерть Аббаса»

01 Октябрь , 2015
142 просмотров


МОСКВА – ВПЕРВЫЕ – 27 октября показ мистерии из Казвина (Иран) «Мученическая смерть Аббаса»

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТА МИРА», 18-27 октября 2015 года

 

Центр имени Вс. Мейерхольда

27 октября 2015 года, вторник, 19.00

при поддержке посольства Исламской Республики Иран

 

МЕДЖЛЕС ШАБИХ-ХАНИ «МАГТАЛЬ АББАСА»

(«МУЧЕНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ АББАСА»)

Музыкально-театральное представление священной мистериальной традиции тазийе

 

ВХОД ПО ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫМ БИЛЕТАМ

Справки по тел.: +7 (495) 629 21 91

 

Группа тазийе из Казвина (Иран) в составе:

исполнители ролей

Мохаммад Бахшиния — Эбн-е Саад

Мохаммад Резаи – Имам Хосейн

Сейед Мохаммад Реза Амини — Шемр

Амир Сафари — Аббас

музыканты

Аббас Салехи — труба

Аббас Кангарани — ударные

Сейфолла Шокри – руководитель группы

 

Тазийе — это одна из древнейших форм театрализованного мистериального действа, существующая сегодня в Иране в качестве живой традиции. Восходя к архаическим пра-индоевропейским культам оплакивания богов и героев, павших жертвой несправедливости, эта традиция вобрала в себя историческую память многих тысячелетий и с новой силой воплотилась в удивительных по своей духовной насыщенности и красоте представлениях, повествующих о трагических событиях в жизни потомков Пророка Мухаммада и его сподвижников. Эти сцены ежегодно разыгрываются в дни поминовения Хосейна в священный месяц Мохаррам.

Представляемое действо «Меджлес шаби-хани «Магталь Аббаса» является одним из самых пронзительных сюжетов тазийе. Прославвивший своё имя не только как величайший воин в Аравии, но и как в высшей степени благородный и преданный своим духовным принципам человек, Аббас был ближайшим сподвижником Имама Хосейна и сопровождал его в пути через пустыню Кербелу, когда маленький караван Хосейна окружила 30-тысячная армия халифа Йазида, намеренная либо подчинить внука Пророка власти узурпатора, либо уничтожить его.

Когда в лагере Хосейна иссякли запасы воды и маленькие дети начали плакать от жажды, Аббас прорвался к реке Евфрат и набрал воды в бурдюк. Отважно отбиваясь от атакующих его бесчисленных врагов, Аббас одну за другой лишается обеих рук, но продолжает нести бурдюк в зубах. Однако вражеская стрела пробивает бурдюк, вода выливается на землю, а героя жестоко убивают, как и всех спутников Хосейна, включая самого Имама.

Труппа, показывающая это действо, развивает традиции города Казвина, считающегося, благодаря высокому уровню своих певцов и актёров, «столицей тазийе». Она приглашается Московской консерваторией уже второй раз: в октябре 2014 года, также в рамках Международного симпозиума «Музыкальная карта мира», ею был представлен маджлес «Шемр» в театре «Сфера». Стоит подчеркнуть, что, в отличие от многих коллективов, вынужденно подчиняющихся рыночным законам современного потребительского мира и преподносящих древнюю традицию в «сувенирной» форме для иностранцев, данная труппа демонстрирует строго традиционный подход к своему искусству. Причастность этих людей, по сути профессионалов высшей квалификации, к представлениям тазийе объясняется их глубочайшей верой и искренней убеждённостью в необходимости личного содействия этому всенародному покаянию и не воспринимается ими в качестве профессии.

Значимость традиции тазийе для мировой культуры столь высока, что в ноябре 2010 года Межправительственный комитет ЮНЕСКО включил её в Список нематериального культурного наследия человечества. В качестве же формы музыкального театра тазийе, оказала огромное воздействие на европейский театр XX века, в частности, на концепцию «бедного театра» Ежи Гротовского и режиссёрские эксперименты Питера Брука.

Информация: (495) 629 2191,

научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира» www.worldmusiccenter.ru

Адрес: ул. Новослободская, 23

НА ФОТО - Место поминовения хазрата Аббаса в стенах одного из домов в городе Казвине (Иран).

В ДОМАХ ГОРОДА КАЗВИНА нередко можно увидеть вот такие наружные «алтари», посвящённые одному из самых почитаемых героев в истории ислама – Аббасу ибн Али, прозванному Абульфазл, что значит «отец добродетели». Он по сей день является символом внутренней и внешней красоты, самоотверженности, преданности, мужества, скромности, вежливости и любви к ближнему.

Будучи непревзойдённым воином, известным на всю Аравию, Аббас издали наводил страх на врага одним своим появлением, но при этом его сердце разрывалось от жалости к плачущему ребёнку. Поэтому, несмотря на заведомую невозможность выполнения задачи принести воды из Евфрата в мучимый жаждой лагерь имама Хосейна, Аббас устремился к реке, мечом пробивая путь сквозь бесконечные засады противника. Боясь приблизиться к Аббасу, воины Йазида поражали его стрелами. Но сила духа великого воина проявилась не только в том, что, будучи смертельно раненым и лишённым обеих рук, он продолжал свой путь, но и в том, что, наклонившись к воде, он не позволил себе испить ни глотка воды прежде, чем живительная влага коснётся губ страдающих женщин и детей.

Роль Аббаса в предстоящем действе исполняет Амир САФАРИ.

ВНИМАНИЕ! По окончании мистерии зрители приглашаются к обсуждению увиденного и беседе с исполнителями.