Исламская культура

Ответы министра культуры Российской Федерации В.Р.Мединского на вопросы журнала «Ирано-Славика»

20 Январь , 2025
272 просмотров


Ответы министра культуры Российской Федерации В.Р.Мединского на вопросы журнала «Ирано-Славика»

     – В 2014 году, объявленном в Российской Федерации Годом культуры, исполнилось 10 лет нашему журналу «Ирано-Славика». В этой связи мы просим Вас дать оценку российско-иранскому сотрудничеству в сфере культуры. Слово «иранский» мы употребляем в расширительном значении, имея в виду мир иранской культуры, «Терра Ираника». Как Вы считаете, насколько мы в XXI веке используем потенциал Российского и Иранского миров?

     – Недостаточно. Конечно, мы всегда чувствовали определённую близость, которая выражается не только во взаимовыгодных экономических связях. Например, русских всегда восхищала древняя иранская культура, но не как что-то далёкое и экзотическое, а как нечто «иное» и в то же время близкое. Здесь можно обратить внимание и на художественное орнаментальное искусство, на архитектуру, музыку и даже некоторые бытовые моменты. Так, например, у нас в России не принято «ездить в Тулу со своим самоваром» (есть такая старинная русская поговорка). Точно также не стоит ездить со своим самоваром и в Иран, где можно повсеместно встретить это замечательное устройство, которое в России давно принято считать одним из признаков нашей самобытности. Что любопытно, даже название совпадает!

     У нас очень много общего с «Террой Ираникой», причём как с Ираном, так и Таджикистаном. Последний, как бывшая советская республика и государство, проявляющее живой интерес к сегодняшней евразийской интеграции, вообще является для нас практически родным. А потому потенциал нашего сотрудничества в XXI веке, на мой взгляд, очень высок. Я просто уверен, что интеграционные процессы будут проходить не только между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, но и с Исламской Республикой Иран, с которой нас многое объединяет сегодня.

     – Теперь практический вопрос Вам как министру культуры. Какие существуют программы обмена и сотрудничества между Министерствами культуры России, Ирана и Таджикистана?

     – Российско-иранское и российско-таджикское сотрудничество, в том числе в культурной сфере, базируются на межгосударственных соглашениях. Их много. Таков Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран от 12 марта 2001 года и Меморандум о взаимопонимании между министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры и исламской ориентации Исламской Республики Иран от 29 ноября 2010 года, Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 19 сентября 1995 года и Соглашение между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Республики Таджикистан о сотрудничестве в области культуры от 29 августа 2008 года, а также Программы сотрудничества между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Республики Таджикистан на 2012–2014 годы. Не буду детализировать каждый из документов, на это уйдёт слишком много времени, но отмечу главное.

     Сотрудничество как с Ираном, так и с Таджикистаном носит разноплановый характер, и культурные обмены являются важной составляющей всего комплекса отношений между двумя государствами. Минувшие столетия многому научили нас. Пришло понимание, что дружба и духовное родство наших народов имеют непреходящую ценность.

     За последние годы сотрудничество в области культуры между нашими странами заметно активизировалось. И одно из ярких тому свидетельств – проведение в октябре 2012 года в Москве и Санкт-Петербурге Недели иранской культуры, в ходе которой россияне смогли познакомиться с иранскими фильмами, образцами современного и традиционного иранского искусства, иранской классической музыки. А год спустя, с 14 по 20 октября 2013 года, Минкультуры России совместно с Организацией культуры и исламских связей Исламской Республики Иран провели ответные Дни российской культуры в Тегеране. Программа Дней была представлена выступлениями Государственного Академического ансамбля танца «Алан» Республики Северная Осетия – Алания, Владимирского оркестра русских народных инструментов под управлением Анатолия Антонова. В городах Тегеран и Исфаган работала выставка декоративно-прикладного искусства «Лоскутная мозаика России». Также в рамках Дней культуры в Иране проведена российская кинонеделя. Россия представила шесть кинолент: «Брестская крепость», «Белый Тигр», «Елена», «Шпион», «Камень» и «Тёмный мир».

     Что касается взаимодействия с Таджикистаном, то в этом году 26–29 мая в Душанбе состоялись Дни российской духовной культуры, в программу которых вошли десятки мероприятий: гала-концерт с участием многих ведущих коллективов и исполнителей нашей страны, театральные спектакли, выставочные проекты, мастер-классы и так далее. Повторюсь, наши отношения с Таджикистаном – не просто дружественные, а братские. Слишком много нас объединяло в новейшей истории, и эти связи невозможно разрушить в одночасье. Тем более что и российское, и таджикистанское руководство нацелены на взаимную интеграцию, важнейшей частью которой является гуманитарное сотрудничество наших стран.    

     – С какими трудностями сталкиваются деятели культуры Российского и Иранского миров в общении и взаимодействии друг с другом? Как их преодолеть?

     – Трудности чаще всего возникают от недопонимания друг друга. В нашем случае этой проблемы нет. Хотя, конечно, есть недостаток информированности. К сожалению, в России не так часто можно встретить туристов из Ирана, точно так же, как и иранские туристские маршруты, несмотря на их историко-культурную уникальность, пока ещё не стали излюбленными маршрутами россиян. Но тем не менее определённые шаги делаются и в этом направлении. Знаю, что в Иране всё больше студентов изучают русский язык, также и в России есть интерес к изучению фарси и иранской культуры в целом.

     Практическим примером укрепления российско-иранского культурного сотрудничества стало открытие 15 июня 2012 года Международного фонда иранистики и иранского культурного центра на базе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино. Деятельность Центра позволяет открывать новые возможности для многочисленных российских поклонников и знатоков иранской культуры, а также активизировать культурные обмены между Россией и Ираном и поставить их на более прочную и регулярную основу.      

     С другой стороны, в России активно действует Культурное представительство при Посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации, которое регулярно проводит всевозможные выставки, кинопоказы, издаёт замечательный русскоязычный журнал «Караван», где можно встретить и литературные произведения, и новостную информацию, и научные статьи (в одном из его последних номеров был интереснейший сравнительный анализ творчества Руми и Достоевского), и даже рецепты иранской кухни.

     Сегодня мы немало делаем для того, чтобы трудностей в нашем взаимодействии было как можно меньше. Но, как говорят в России, «надо чаще встречаться». Ведь именно в таком дружеском общении – залог нашего дальнейшего взаимопонимания и сотрудничества. И, кстати, если ещё совсем недавно в России практически нельзя было встретить книги о современном Иране (исключение – произведения писателя и историка Дмитрия Жукова, к слову, отца первого вице-спикера нашей Государственной Думы Александра Жукова), то сегодня их становится всё больше и больше.

     – Бытует мнение, что мы все очень разные по вере, быту и культуре. Но вот факты: недавно Посол Ирана г-н Санаи встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, более пятнадцати лет ведётся диалог между православными богословами и иранскими религиозными деятелями. Насколько вообще религиозный фактор влияет на общение Российского и Иранского миров?

   – Сразу скажу, что я не богослов и не религиовед. Но как историк могу заметить, что Русский мир всегда был полиэтническим и многоконфессиональным. Именно христиане и мусульмане в России исторически жили в мире и согласии. В дореволюционной России для мусульман была даже отдельная воинская присяга, что не мешало им быть патриотами нашего общего Отечества, а многие наши военачальники из числа мусульман с гордостью носили и носят сейчас звание «русского офицера».

     Что же касается православно-шиитского диалога, то, насколько я в курсе, он также направлен на поиск общего: традиционных духовно-нравственных ценностей, категорического неприятия религиозного экстремизма и так далее.

     В отличие от Исламской Республики Иран, Российская Федерация – светская страна, но наше общество тоже во многом консервативно в ценностном плане, что отличает его от стран Западной Европы и Соединённых Штатов Америки. И здесь мы также можем найти немало точек соприкосновения. Но «светская» – не значит «атеистическая», годы гонений на верующих у нас прошли, и сегодня Русская православная церковь – важнейший социальный институт, чьё мнение по многим ключевым общественным и культурным вопросам в России авторитетно и весомо.

     – Наши критики временами говорят: Россия, мол, дружит с Ираном в геополитике «против Запада, против США». Насколько верно, что это «дружба против кого-то»?

     – И снова отвечу как историк: не в нашей традиции дружить против кого бы то ни было. Да, сегодня у России имеются определённые политические и экономические разногласия с Западом, но в отношении культурного сотрудничества они практически ничего не значат. Более того, несмотря на негативную политическую конъюнктуру последнего года, в ряде направлений оно даже активизировалось. Повторюсь, я противник концепции «столкновения цивилизаций», у России очень много общего с Европой, включая единые христианские истоки нашей культуры.

     – Каким Вы видите будущее в диалоге Российского мира с Иранским?

     – Чем активнее оно будет, тем лучше мы сможем узнать и понять друг друга. Повторюсь, у нас много общего, а то, чем мы отличаемся, не отдаляет, а, напротив, сближает взаимной заинтересованностью. Наши контакты должны активизироваться во всех направлениях, и одним из главных должно стать развитие взаимного туризма, который позволит гражданам наших стран и народов ближе познакомиться как с Российским, так и Иранским миром.

Вопросы задавал Сергей Маркус

Журнал «Ирано-Славика», № 3-4 (26-27) 2014 года, стр. 7-8